Трасса «Москва-Казань» может повторить судьбу ЦКАД

Объем частных средств, вложенных в инфраструктурный проект, не превышает 15%


Новая автомагистраль, которая свяжет Москву и Казань, обойдется примерно на 200 млрд рублей дороже, чем планировалось ранее. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий стройку. Изначально этот инфраструктурный проект оценивался в 623 млрд рублей. Однако допускалось, что цена изменится в сторону повышения после того, как его изучит Главгосэкпертиза. В итоге ведомство дало положительное заключение на строительство первых трех участков трассы М12 – от нулевого километра в Московской области до 224 км во Владимирской.


По словам Хуснуллина, один только прирост стоимости металла вызвал удорожание на 30 млрд рублей, еще 46 млрд рублей, по предварительной оценке, добавил рост зарплат строителям. Кроме того, трасса стала длиннее на 15 км из-за необходимости соединить ее с существующей М-7 «Волга» у Казани и пойти дальше на Екатеринбург. Как отмечает ведущий аналитик InfraOne Research Галина Барцева, в первую очередь такое удорожание может сказаться на сроках реализации проекта. Они могут сдвинуться. – При этом, по последним данным, Правительство хочет закончить трассу к 2024 году, и о сдвиге сроков речи пока не было, – отмечает эксперт. Кроме того, этот проект может столкнуться и с другими проблемами. Это и дальнейший рост цен на материалы, а следовательно, еще большее удорожание себестоимости трассы, новые сдвиги по срокам за 2024 год, проблемы с транспортировкой материалов, медленное доведение средств до исполнителей и многое другое. Примером может служить и Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Сроки ее ввода в эксплуатацию постоянно переносятся. Изначально она должна была быть построена в 2018 году. К сентябрю 2020 года был готов лишь небольшой бесплатный участок, а ни один из платных не был открыт. Однако есть еще одна сторона этого проекта, которая может сказаться на том, что сроки его реализации не будут сдвигать – это политический вес новой трассы. Об этом говорит старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Екатерина Решетова. – Ряд сложностей вызвал объективное удорожание строительства этой трассы. Среди них и рост цен на металл, и необходимость повышать зарплаты, а также тот факт, что при прохождении госэкспертизы в грунтах были обнаружены карсты, наличие которых также скажется на технологии строительства, – отмечает эксперт. – Но на этот объект направлено самое пристальное внимание первых лиц государства, и часто такие проекты реализуют вовремя, несмотря на удорожание. Это важный проект, и государство будет стараться пустить на него все свободные средства, порой даже приостанавливая более мелкие стройки. Екатерина Решетова также напомнила, что эта трасса формируется как платная, ее реализует компания «Автодор», но частные средства здесь занимают довольно небольшую долю – порядка 15%. Все остальное – это капитальный грант государства. – Так как это не концессия, то тарифы на проезд по трассе будет формировать государство, – продолжает эксперт. – В этой ситуации тарифы будут достаточно невысокими, предполагаю, что они будут сопоставимы с тарифами на трассе М-4 «Дон», но не «Москва – Санкт-Петербург». Это также будет способствовать тому, что водители будут выбирать эту трассу, чтобы потратить на дорогу 6,5 часа, а не 11 часов, как сейчас, если ехать по трассе М-7 «Волга».


Отметим, что сейчас по трассе М-7 «Волга» легковые автомобили ездят бесплатно, а для грузовиков свыше 12 тонн действует система «Платон», и проезд в итоге обходится примерно в 1 800 рублей. Еще одна проблема платных трасс, о которой говорит Екатерина Решетова, – это качественный придорожный сервис. По ее словам, не всегда удается быстро найти концессионеров. Которые будут готовы вкладываться в придорожную инфраструктуру, а это очень важно именно для грузовиков, которые ездят на большие расстояния. От этого будет зависеть, захотят ли водители пользоваться этой трассой. Автомагистраль М-12 «Москва – Казань» длиной 794 километров пройдет параллельно существующему маршруту. Так, водители будут выбирать между платной трассой со скоростью до 120 километров в час или бесплатной со скоростью в пределах 60 километров в час и пробками. Эксперты уже не раз отмечали слишком долгое принятие решения о реализации этого проекта. Только на обсуждения был потрачен год. В следствие чего старт строительства был отодвинут на июль 2020 года. По плану завершить работы предполагается до конца 2024 года.


0 просмотров0 комментариев