После перехода на предоплату доля выкупленных возвратов стала расти

По итогам прошлого года показатель увеличился на 6%


Объем реверсивной логистики в электронной коммерции по итогам 2021 года увеличился в среднем на 4% – до 16%, подсчитали аналитики. При этом объем клиентских (выкупленных) возвратов вырос на 6% год к году, составив 34% от всего обратного грузопотока, остальные 66% – это невыкупленные заказы. Для сравнения: в 2020 году доля выкупленных возвратов была ниже и составляла 28%. – Доля клиентских возвратов выросла вслед за переходом большинства маркетплейсов и омниканальных ретейлеров к модели предоплаты.

– Игроки из сегмента электронной коммерции стремятся упростить, усовершенствовать процесс. Например, маркетплейсы расширили список доступных для возврата товаров, указанный в законе «О защите прав потребителей». AliExpress в России подключил опцию возврата денежных средств, если товар не соответствует характеристикам и описанию на площадке.


В то же время реверсивная логистика остается одним из самых многоступенчатых этапов в цепочке поставок, признает эксперт. Это дополнительные затраты на обработку, переупаковку и перевозку товара для сервис-провайдеров и игроков рынка. – Интернет-магазин должен дважды заплатить за доставку. Затем еще 7-14 дней консолидировать возвратные посылки, чтобы заполнилась целая фура, и только после – отправить грузы в обратный рейс, – пояснил Дмитрий Воеводин. Например, доставка телевизора (вес брутто – 10 кг, объем упаковки – 0,53 куб. м) обойдется в 889 рублей с учетом перечисленных расходов, добавил эксперт. А стоимость возврата, если получатель отказался от товара, составит 50% от тарифа или 444,5 рубля для заказа общим весом до 25 кг. Кроме того, согласно закону «О правах потребителей», покупатель может вернуть посылку без коробки или пакета, в которые она была упакована. В этом случае на складе требуется переупаковка, что также приводит к дополнительным издержкам, резюмировал Дмитрий Воеводин.


Если маркетплейсы или селлеры самостоятельно организуют реверсивную логистику, то эффективность возвратов зависит от инфраструктуры: собственной и партнерской, добавил эксперт. Речь идет о количестве ПВЗ и постаматов. А когда появляется возможность переадресовать товар на терминал в ближайшем регионе, чтобы консолидировать и подготовить к продаже, издержки на доставку значительно сокращаются, отметил эксперт ПЭК. – Сервис-провайдер организует обработку возвратов в комплексе с другими операциями по складской и транспортной логистике. Чаще всего сроки обратной доставки сокращаются на 3-5 дней, в зависимости от региона. Например, в день у транспортной компании могут быть десятки рейсов из города-миллионника.


Тратить на сбор товара, его консолидацию 7-14 дней не требуется. Чтобы сервис-провайдер своевременно забирал и обрабатывал возвраты, важна точность передачи данных о местонахождении и статусе посылки, возможность в режиме реального времени менять грузополучателя, стоимость доставки, прогнозировать дискретный поток возвратов. Для этого необходима интеграция информационных систем интернет-магазина и сервис-провайдера, единая IT-платформа для работы. – Требования клиентов к скорости доставки растут. Решающее значение играет время, за которое возвратный товар снова подготовили к продаже.

0 просмотров0 комментариев