«Платон» снова попытаются «заморозить». На этот раз под предлогом санкций

Эксперты по-прежнему неоднозначно относятся к данной инициативе

Правительство рассматривает возможность на полгода установить нулевой уровень платы за возмещение вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузными грузовиками массой свыше 12 тонн, сообщают «Ведомости».


По данным издания, выше озвученная мера включена в одну из последних версий плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций. Соответствующее Постановление правительства должно быть готово к 31 марта. Ответственные за его подготовку – Минтранс и Минфин Напомним, что предложения об освобождении бизнеса от «Платона» звучали неоднократно.


Последний раз – во время пандемии коронавируса. Аналогичное предложение было сделано в начале пандемии – в марте 2020 года. Такой пункт предлагали внести в антикризисный план Правительства, разработанный для борьбы с экономическими последствиями пандемии, депутаты от партии «Справедливая Россия». По словам главы партии Сергея Миронова, авторы предложения рассчитывали, что это приведет к снижению цен на товары по всей цепочке от производства, доставки и до продажи продовольствия. Однако предложение не было реализовано. Директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Григорий Волков говорил в сентябре 2020 года, что попытки приостановить или отменить «Платон» «с точки зрения экономической цепочки» приносят больше вреда, чем выгоды. Потому что «мы останавливаем дорожные работы, финансирование строительных компаний», пояснял тогда господин Волков.


Нынешнее предложение «заморозить» «Платон» эксперты также восприняли неоднозначно. Так, гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак полагает, что в случае прекращения финансирования дорожного ремонта и строительства через сборы «Платона» «система частично разрушится. И это может откатить Россию в 2005 год, заявил эксперт Forbes. Эксперт напомнил, что на средства «Платона» было построено много инфраструктурных дорожных объектов. На сайте системы указывается, что за счет собранных средств, в частности, было отремонтировано 133 моста и 3 300 км автодорог. «Платон» создавался по концессии: 2 млрд рублей составили собственные средства концессионера, 27 млрд рублей – кредит Газпромбанка.


По данным на апрель 2021 года, РТИТС, оператор «Платона», был должен банку 16,6 млрд рублей. В случае приостановки сбора платы с большегрузов на полгода оператору системы будет нечем платить по кредиту, отметил Рыбак. В этом случае РТИТС придется ликвидировать, или за простой заплатят налогоплательщики, предупредил эксперт. Директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин также считает, что в случае «заморозки» «Патона» концессионер попадает в сложное положение. Но при этом эксперт полагает, что Правительство попросит РТИТС потерпеть. По его оценкам, вклад «Платона» в себестоимость перевозимого товара очень маленький, так что это «чисто психологическая, успокаивающая мера». В свою очередь Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина говорит, что мерой поддержки грузоперевозчиков может стать вычет по транспортному налогу в размере платы по системе «Платон».


Такой механизм отработан при запуске системы, и он не обременит государство дополнительными расходами. В качестве еще одной меры эксперт назвала возможность заморозки индексации тарифа «Платона» на два года. Госсистема «Платон» действует 15 ноября 2015 года. Тариф регулируется государством и подлежит ежегодной индексации по уровню инфляции. Сейчас он составляет 2,54 рубля за 1 километр. По данным на 15 февраля 2022 года в системе зарегистрировано 700 000 грузоперевозчиков и 1,6 млн большегрузов, 66% из которых принадлежат российским перевозчикам. За прошедшие 6 лет «Платон» пополнил казну примерно на 160 млрд рублей. Часть прибыли получает оператор системы – компания «РТ-Инвест Транспортные системы».

1 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все