Перевод грузовиков на газ требует больше госучастия

Предложение уже нашло поддержку на «высшем уровне»


Как стало известно газете «Коммерсантъ», глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков попросил Президента России Владимира Путина выделить дополнительные субсидии для развития рынка газомоторного топлива. Копия письма есть у издания.


В частности, господин Зубков предлагает удвоить до 1,4 млрд рублей в год субсидию на перевод транспорта на газобаллонное оборудование (ГБО), а также уравнять субсидии для компримированного и сжиженного природного газа. Кроме того, господин Зубков жалуется на затруднение перевода техники на газ из-за нового ГОСТа. По данным газеты, Президент РФ «согласился» с предложениями, в Минэнерго их также поддержали. В «Газпроме» подтвердили «Ъ» отправку письма, отметив, что «реализация предложений позволит значительно снизить транспортную составляющую в себестоимости товаров и услуг».


В пресс-службе Правительства «Ъ» сообщили, что вопрос пока прорабатывается. Виктор Зубков предлагает вновь уравнять субсидии на производство машин на компримированном газе (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ). Сейчас на автобус большого класса на КПГ она составляет 1,19 млн рублей, на СПГ – 3,4 млн рублей «при сопоставимой стоимости, что уменьшает количество потенциальных покупателей транспорта на КПГ и снижает заинтересованность в производстве». Техника на КПГ и СПГ относится к разным сегментам: первая – это городская коммерческая техника, автобусы среднего и малого классов и частный транспорт, а вторая – магистральные тягачи и большие автобусы.


Нужно устранить дисбаланс и продлить финансирование программы на этот год, так как она закончилась еще в августе, отмечают в группе ГАЗ. В «ВТБ Лизинге» говорят, что в бюджете еще есть целевые деньги и полагают, что до конца года их может хватить. Хотя переоснащение техники обходится дешевле покупки новых машин на газомоторном топливе, источники «Ъ» в автоконцернах говорят, что это консервирует использование устаревших парков. Услуга пользуется спросом для таких активно используемых парков, как такси и грузоперевозки, говорит глава управления развития бизнеса автолизинга ГК «ВТБ Лизинг» Вячеслав Михайлов.


Переход на газ позволяет таким компаниям практически в два раза сократить расходы на топливо, подчеркнул эксперт. Гендиректор «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова говорит, что при стоимости переоборудования легкового автомобиля в 70-80 тысяч рублей срок окупаемости не превышает девяти месяцев, а экономия на топливе каждые 100 000 км составляет более 200 000 рублей. Для грузового транспорта и автобусов эффект еще ощутимее. Однако, по словам господина Зубкова, существуют административные барьеры при переводе на газ. С 1 июля 2021 года, пишет он, действие ГОСТ 33670-2015 распространилось «на все случаи внесения изменений в конструкцию транспортных средств», в результате установка ГБО обязана пройти проверку безопасности непосредственно в испытательной лаборатории.


В апреле прошлого года на совещании у замглавы Минпромторга Александра Морозова (протокол есть у «Ъ») Минэнерго предупреждало, что это сделает невозможной легальную установку ГБО, так как лаборатории имелись только в десяти регионах. Сейчас в РФ действуют более 20 лабораторий, но проблема не решена. Обойти ее позволило бы введение реестра типовых решений по переоборудованию автомобилей, в марте 2021 года Минпромторг подготовил соответствующий проект. Как говорит источник «Ъ» на рынке, вместе с резким ростом цен на пропан введение ГОСТа привело к шоку. – В июле 2021 года объемы переоборудования по отношению к июлю 2019 года упали почти в десять раз, годовые показатели могут упасть минимум на 30%, то есть почти 5 млрд рублей, что для бизнеса – серьезные деньги, – подчеркнул собеседник издания.


Аккредитованные испытательные лаборатории и пункты по переоборудованию были не готовы к новым условиям работы, поскольку процедуры по легитимизации работы и закупке необходимого оборудования занимают продолжительное время, а в упрощенном дистанционном формате работают пять испытательных лабораторий из 25, сообщили «Ъ» в Минэнерго. Там отмечают, что требование ГОСТа, «безусловно, сказалось на реализации программы переоборудования транспорта на метан и на всей отрасли в целом». Собеседник «Ъ» предлагает ускорить доработку и утверждение нового ГОСТа. Напомним, что переоборудование грузовиков для использования газомоторного топлива сейчас занимает несколько месяцев, так как сертифицирующих лабораторий всего несколько в России.


Просмотров: 1Комментариев: 0