Больше половины малого бизнеса жалеют о «коронавирусных кредитах»


Заемные средства чаще всего привлекали для выплаты зарплаты или долгов по ней


Более половины малых и средних компаний признались в том, что им едва хватает денег, чтобы оставаться на плаву. Таковы данные опроса облачного сервиса управления торговлей для малого бизнеса «МойСклад» и инвестиционной платформы «Поток». В исследовании приняли участие 1 299 сотрудников и руководителей малого и среднего бизнеса (МСБ).


При этом почти 12% опрошенных ответили, что финансовое положение их компаний плачевное и денег не хватает. Об отсутствии трудностей с финансами заявили 32,2% респондентов. При этом к кредитованию бизнеса 47,7% руководителей МСБ относятся положительно, а отрицательно всего8,9%.


57,2% респондентов отмечали, что кредиты, взятые в период пандемии, сказались негативно на финансовом положении компаний. Однако остальные 42,8% отметили, что займы на нужды бизнеса никак на него не повлияли. Чаще всего МСБ брали кредит на проект (23,6% случаев). На втором месте по популярности оказался товарный кредит (21,2%), а на третьем – инвестиционный (18,5%).


Оборотным кредитом пользовались 18,1% участников исследования, еще 13,3% – овердрафтом и лишь 5,3% – кредитом под инкассируемую выручку. Среди прочих способов получения финансирования для бизнеса, самым востребованным вариантом оказались услуги частных инвесторов (21,6%). Следом идут инвестиционные платформы (14,5%), краудфандинг (10,5%), программа предоставления субсидий из федерального бюджета (10%).


Далее расположились грантовая поддержка (9,6%), краудинвестинг (8,2%), субсидии на возмещение процентов по кредиту (6%), средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (3,8%). 15,8% опрошенных ответили, что не пользовались ни одним из вышеперечисленных инструментов для привлечения финансирования. В период пандемии компании чаще всего брали кредиты на зарплаты сотрудникам (20%), на расширение бизнеса (14,7%), на аренду офиса (13,9%), на раздачу долгов по зарплатам (11,6%), на технику для офиса (10,5%), а 8,4% – на премии.


При этом 10,5% респондентов ответили, что брали займ для того, чтобы просто удержать бизнес на плаву, и ровно столько же (10,5%) рассказали, что не брали кредит на нужды компании вообще. Воспользоваться льготными кредитами в этом году планируют 35,8% компаний, 34,7% – еще не определились с решением по данному вопросу, а 29,5% рассказали, что не собираются брать льготные займы.


На вопрос о том, срывали ли компании сроки выплаты кредитов, положительно ответили 56,1% опрошенных: из них 41,6% рассказали, что делали это редко и в большинстве случаев старались закрывать их вовремя, а 14,5% срывали регулярно, поскольку высокие проценты возврата кредитов не позволяли им погашать задолженность своевременно. 31,1% представителей компаний рассказали, что финансируют бизнес с помощью собственных средств и банковских кредитов, 29,7% – за счет собственных средств, 16,5% используют собственные средства, банковские кредиты и альтернативные кредитам источники финансирования, 15% – пользуются только банковскими кредитами, а 7,7% обращаются и к банковским кредитам, и к альтернативным кредитным источникам финансирования. Напомним, по данным исследования компании «Мегаплан», более половины компаний МСБ в России (52,7%) не воспользовались ни одной из предложенных Правительством РФ мер господдержки.

Просмотров: 3Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

ТК ООО "Автопрофи" 2007