Бензин и дизель «вытекут» на биржу

Эксперты надеются на удешевление горючего уже к осени


Минэнерго России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступили с рекомендацией временно повысить биржевые объемы продаж бензина – до 12% от объема производства и дизельного топлива – до 8,5%, сообщают «Известия». Причиной для предложенных мер по сдерживанию роста цен стало резкое повышение розничной цены на топливо за период с 9 по 16 августа, когда средняя розничная цена выросла на 18 копеек за литр горючего.


По данным Росстата самую стремительную динамику показала марка бензина Аи-98, подорожав на 35 копеек до 57,34 рубля за литр. Средняя цена бензина марки Аи-92 за указанный период выросла на 15 копеек и составила 45,97 рубля за литр, Аи-95 – на 17 копеек, до 49,75 рубля. Что касается дизельного топлива, то оно в среднем по стране подорожало на 11 копеек и достигло цены 50,59 рубля за литр. В целом, с начала года к 16 августа цены на бензин выросли в среднем на 5,9%, на дизтопливо – на 3,8%.


В своем отчете Росстат отмечает, что цены на топливо за отчетную неделю подросли в 74 субъектах РФ. Выросло и производство бензина за прошлую неделю по сравнению с предыдущей на 7,4% – до 821,4 тысячи тонн, дизтоплива – на 2,1%, до 1,585 миллиона. Агентство экономической информации «Прайм» со ссылкой на Минэнерго РФ сообщает, что производство и отгрузки бензина на внутренний рынок находятся на высоком уровне, сохраняя динамику 2019-2020 годов.


Эксперты отмечают, что продажи топлива через биржу с начала августа выше на 17%, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом запасы бензина держатся на стабильном уровне и составляют около 1,6 миллиона тонн, даже с учетом ремонта на нефтеперерабатывающих заводах. – В настоящее время внутренний рынок обеспечен топливом в полном объеме, а действующий «демпфирующий механизм» позволяет сдерживать оптовые цены, – рассказали агентству в министерстве.


Меры, способствующие стабилизации цен на нефтепродукты, в частности временное повышение в третьем квартале норматива продаж топлива через биржу на 1 п.п. должны, по мнению специалистов, сдержать рост цен. Однако, эксперты, которых опросили «Известия» считают, что не все так однозначно и есть ряд нюансов, которые следует учитывать. Так, аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев, рассказал изданию, что основная причина роста цен не нехватка топлива, а высокий netback (рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства). Высокий netback не позволяет выгодно реализовывать бензин на внутреннем рынке по имеющимся ценам, вынуждая производителей поднимать их. – Посмотрим на данные Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).


По данным на пятницу, 13 августа, Аи-92 котировался по 58 456 рублей за тонну, в то время как индекс netback составлял 70 986 рублей за тонну, – приводят слова эксперта «Известия». По мнению специалистов, демпфирующий механизм тоже не в полной мере способен обеспечить стабилизацию цен на топливном рынке и не сможет компенсировать слишком большую разницу между netback и биржевой ценой. – Демпфер действует в России с 2019 года. Когда экспортная цена больше биржевой, государство доплачивает компаниям, чтобы они не отправляли на экспорт те объемы бензина, которые могли бы пойти на внутренний рынок.


При этом если выплаты уже превысили акциз, то есть с бензина государство ничего не получит, – рассказала «Известиям» руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова. По мнению других экспертов издания, если на бирже предложение серьезно превысит спрос и биржевые цены уменьшатся, то это вытолкнет абсолютное большинство сделок с биржевого поля. – Но только до того момента, пока спрос с внебиржевого рынка не придет на биржу и не уравновесит цены. В условиях рыночной экономики и возможностям по экспорту бензина за границу цена на бензин внутри РФ стремится сравняться по маржинальности реализации для нефтяных компаний, с экспортной ценой на бензин. Заставить коммерческие компании продавать бензин внутри России с маржинальностью дешевле, чем экспортная, можно либо директивно, либо ограничив возможности по экспорту, – считает директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артема Тузова.


Эксперты отмечают, что после предложенных Минэнерго и ФАС мер, когда на биржу поступят новые объемы предложения, можно будет ожидать временного снижения оптовой цены на топливо на внутреннем рынке уже до конца октября. Однако долгосрочной стабилизации цен этими мерами достигнуть вряд ли возможно, поскольку на формирование цены в долгосрочной перспективе влияет курс доллара и цена на нефть. Вполне возможно, уверены эксперты «Известий», что до конца года произойдет либо принудительная фиксация цен на текущем уровне, либо продолжение роста цен на бензин. Но и в случае срабатывания мер по стабилизации ситуации на топливном рынке, ожидать серьезного снижения цен не стоит, скорее всего осенью просто произойдет небольшая коррекция цен, уверены эксперты издания.


Недавно Министерство энергетики предлагало Правительству РФ в ускоренном порядке начать запуск процедуры запрета экспорта бензина, сообщает пресс-служба ведомства.

Просмотров: 1Комментариев: 0